Спам в интернете

Спам или электронный мусор заполонил пользовательские электронные ящики во всех странах, где есть интернет. О том, как с ним бороться нам рассказали Елена Колмановская, главный редактор "Яндекса" и Анна Артамонова, вице президент Mail.ru

По оценкам почтового портала Майл.ру рекламная рассылка составляет до 80% от всего объема электронных сообщений. Однако определить точное количества спама не представляется возможным, поскольку нельзя стопроцентно установить, является ли письмо "мусором". Иначе, его точно можно было бы отсечь - сказала нам Анна Артамонова, вице президент компании Майл.ру. В данном случае, речь идет только о тех письмах, которые система определила как спам и они не попадают в ящики пользователей.

Кроме того, для отсеивания "грязных писем" почтовые службы используют специальные фильтры. Анти-спамовая фильтрация почты происходит на разных уровнях - от неприема почты с взломанных серверов до автоматической обработки текста писем. По мнению Анны Артамоновой, эффективность пользовательских фильтров не велика, по той причине, что спаммеры намного более продвинуты, чем среднестатистические пользователи. Профессиональный спаммер, как правило, имеет большой опыт борьбы со средствами фильтрации и обычному пользователю нечего противопоставить динамически изменяющимся адресам отправителя, заголовкам и телу письма. Почтовые службы пытаются бороться с "мусорными письмами" устанавливая на серверах программы, вылавливающие спам из общего числа писем.

"Именно таким образом и отсеивается основная часть спама." - заявила Анна Артамонова.

По словам Елены Колмановской, главного редактора компании Яндекс, самостоятельно настраивают фильтры лишь несколько процентов пользователей. Фильтрация пользовательская и провайдерская - это не противопоставление, а дополнение. При определении спама основной упор делается на два фактора - IP ("нормальный" это сервер или открытый прокси) и массовость (то, что в англоязычных письмах называют bulk-mail). Кроме того, учитываются такие признаки, как частотность слов и фраз, подробности html-оформления.

"Однако даже самое лучшее программное обеспечение не может быть идеальным на сто процентов, когда речь идет об анализе человеческих текстов,- вновь говорит Анна Артамонова, - Недостаток полной предварительной фильтрации заключается в том, что программа может допустить ложное срабатывание (отбросить письмо, которое на самом деле не является спамом)".

Для почтовых служб очень важно избежать исчезновения важной для пользователя корреспонденции. Поэтому, в почтовых ящиках создаются специальные папки, куда попадают те письма, которые программа "подозревает" в принадлежности к СПАМу, но на счет этого нет полной уверенности. По словам Анны Артамоновой, "в случае, если программа на 100% уверена в том, что это письмо СПАМ, письмо будет отвергнуто, и отправитель получит об этом извещение. В случае если такой гарантии дать нельзя, но оно подходит под определение спама по ряду параметров, то оно будет доставлено в папку "Сомнительные", где пользователь может его прочитать, если возникнет в этом необходимость. С одной стороны эти письма не захламляют "Входящие", с другой - решается проблема потери нужных писем.

Во многих штатах США существует законы против спама. Недавно такой закон был принят и странами Евросоюза. В России бороться со спамом юридическими методами практически невозможно, поскольку не существует даже законопроекта на этот счет, - говорит Анна Артамонова. Отследить людей, "профессионально" занимающихся рекламной рассылкой не очень сложно, поскольку они периодически занимаются поиском новых клиентов и "публикуют" свои координаты посредством тех же массовых рассылок. Однако пока нет способа привлечь их к ответственности. По мнению вице-президента Майл.ру: "Теоретически спаммерам можно инкриминировать нарушение каких-то положений Закона о рекламе. Тем не менее, таких случаев пока в российской судебной практике зафиксировано не было.

Крупнейшие компании российской компьютерной индустрии, в числе которых Майкрософт, лаборатория Касперского, порталы Майл.ру и Рамблер объединились для создания Национальной коалиции против спама. Как нам сказал Михаил Якушев, представитель по связям с государственными организациями Представительства Microsoft в России и СНГ: участники коалиции договорились об объединении усилий как в области информирования пользователей о проблеме спама и способах борьбы с ним. Так и в области специализированного программного обеспечения и законодательства. По его словам, в рамках коалиции есть несколько проектов, каждый из которых координируется отдельной рабочей группой. Например, по законодательству, или по технологическим средствам. Решение о том, кто и в каком объеме финансирует то или иное мероприятие принимается участниками коалиции совместно по каждому проекту.

Дмитрий Дейнгега для Русской Службы Би-би-си

Аватар пользователя globist

globist