«Берлинская блокада» 1948-49 гг.: мифы и реальность

В истории «холодной войны» на Западе до сих пор выделяют одну страницу. Школьникам и населению ФРГ до сих пор рассказывают и показывают во время специальных юбилейных празднований, как жестокий Советский Союз в 1948 году пытался уморить население Западного Берлина голодом, и о том, как доблестная американская авиация организовала воздушный мост в блокированный «красными» город и спасла западных берлинцев от истощения. В Берлине есть даже музей «союзников»- в котором правда нет ничего о СССР. Видимо эту страну, освободившую немцев от нацизма, союзником не считают.

Сейчас, через 60 лет после тех событий есть смысл все же восстановить историческую правду.

Когда Германия была разгромлена, в 1945 году США, СССР, Англия и Франция решили временно ликвидировать немецкие центральные органы власти и разделили поверженную страну на четыре зоны оккупации.

В Берлине был расположен союзнический орган управления Германией в целом — Контрольный Совет. Для того, чтобы подчеркнуть общесоюзническое значение этого органа, СССР согласился на то, чтобы США, Великобритания и Франция в июле 1945 года ввели в Берлин свои ограниченные воинские контингенты. Заметим, что американцы подошли к Берлину еще в начале апреля 1945 года (немцы в то время на западном фронте уже не сопротивлялись), но штурмовать город не стали, опасаясь больших потерь. Потери выпали на долю Красной Армии, которая потом разрешила союзникам войти в город. При этом важно подчеркнуть, что никакой особой зоной оккупации Берлин не был — он считался центром советской зоны оккупации.

Именно поэтому и не было заключено никаких соглашений между союзниками об условиях допуска западных военных грузов в Берлин через советскую зону оккупации – считалось, что западные воинские контингенты находятся в городе временно вплоть до восстановления единых германских органов власти. А пока СССР в порядке доброй воли пропускал в Берлин западные поезда, автоколонны без всякого досмотра. Интересно, что уже после начала берлинского кризиса в 1948 году чиновники госдепартамента США получили специальное указание юридически обосновать право западных держава на доставку любых грузов в Западный Берлин — и ничего не нашли. Это не случайно — ведь предполагалось, что оккупация Германии носит временный характер и после ее окончания столица страны Берлин будет свободна от иностранных войск.

Очистка щебня около здания Рейхстага
Очистка щебня около здания Рейхстага, который был серьезно поврежден во время Второй мировой войны, в Берлине, фото 1948 года. Источник фото: globallookpress.com

В ноябре 1945 и феврале 1946 года СССР, США, Англия и Франция согласовали три воздушных транспортных коридора из Берлина в западные зоны оккупации (на Гамбург, Ганновер и Франкфурт-на.Майне).1 Ширина каждого коридора определялась в 32 км, ограничений по высоте полета не было. Важно подчеркнуть, что данные коридоры предусматривали не только беспрепятственные полеты западной военной авиации в Берлин, но и советской в западные зоны оккупации. Дополнительно определялась зона совместного воздушного контроля безопасности полетов непосредственно над Берлином (радиусом в 32 км, что было больше территории собственно Берлина примерно в 4 раза). В здании Контрольного Совета находился совместный диспетчерский центр четырех держав по контролю за безопасностью воздушного движения.

Но весной-летом 1948 года Запад пошел на открытый раскол Германии. Контрольный Совет уже давно решил провести по всей Германии денежную реформу — страна была наводнена обесценившимися денежными знаками нацистского периода. Формально Запад вел переговоры с СССР о порядке единой денежной реформы для всех оккупационных зон. Но уже в это время в глубокой тайне в США были отпечатаны банкноты только для западных зон Германии (будущей ФРГ). 18 июня 1948 года в нарушение межсоюзнических Потсдамских договоренностей 1945 года США, Англия и Франция объявили о введении в своих зонах оккупации новой денежной единицы — немецкой марки. Причем прежние деньги (за исключением мизерной наличной суммы, которую можно было обменять на новые банкноты) выводились из оборота немедленно. СССР предупредили о введении новых денег.. за два часа!

Раскол Германии стал реальностью. Но западные державы продолжали лгать, утверждая, что новые деньги не будут ходить в Берлине – кстати, тем самым они еще раз на словах признали, что весь город входит в советскую зону оккупации. Однако никакой границы в городе не было — и в Берлин хлынули огромные массы внезапно обесценившихся бывших рейхсмарок из западных зон. Советский Союз был вынужден запретить хождение западных денег в своей зоне оккупации, включая Берлин. Для предотвращения нелегального ввоза на восток Германии старых денег СССР 18 июня 1948 года приостановил пассажирское железнодорожное и автотранспортное грузовое сообщение между своей и западными зонами оккупации. Планировалось, что эти ограничения будут временными — вплоть до окончания обмена денег в западных зонах. Важно подчеркнуть, что никаких мер пограничного контроля в самом Берлине введено не было — любой житель западной части города мог спокойно перейти в восточную часть и купить там все, что ему было нужно.

Обмен марок.Берлинская блокада
Обмен марок. Источник фото: globallookpress.com

22 июня 1948 года западные державы предложили СССР ввести в Берлине особую валюту (таким образом, в «единой» Германии ходило бы три денежных единицы — в западных зонах, в советской и еще в Берлине, который был центром советской зоны оккупации). Естественно, что такое предложение было отклонено СССР как «абсурдное».2 Интересно, что на этом же заседании британский представитель констатировал, что «в настоящий момент русская зона и Берлин наводнены старой валютой». И это было абсолютной правдой — только за первые пять дней после введения западной марки советскими и восточногерманскими властями было изъято более 90 млн «старых» марок, которые незаконно пытались переправить из западных зон в советскую.3

СССР не мог сохранять в обращении старые деньги в своей зоне оккупации — а к сепаратной денежной реформе Москва в отличие от западных держав не готовилась. В этой связи в советской зоне стали наклеивать специальные купоны на старые деньги, чтобы предотвратить массовый наплыв обесценившихся рейхсмарок с запада Германии. Затем (23 июня 1948 года) и Советскому Союзу пришлось издать приказ о введении в своей зоне оккупации новых денег. Реально новые «восточные» деньги появились в обращении в конце июля 1948 года.

Однако западные державы в нарушение собственных обещаний неожиданно ввели в своих секторах Берлина новые «западные деньги», на которых красовалась латинская буква «В» (то есть Берлин по-немецки). Был установлен заведомо грабительский курс: за одну «западную» марку четыре «восточных». В этих условиях спекулянты из западного Берлина начали активно скупать в восточной части германской столицы и в прилегающих районах советской зоны промышленные и продовольственные товары, которые были там гораздо дешевле, чем в западных зонах.

СССР в очередной раз потребовал единой денежной реформы для всей Германии — западные союзники в очередной раз фактически отказались. Формально они не возражали — просто было предложено распространить западную марку на советскую зону — причем контроль за эмиссией этой денежной единицы должен был оставаться только в руках западных держав. СССР ничего не оставалось, как констатировать раскол Германии — в июне 1948 года Контрольный Совет в Берлине прекратил свою деятельность (фактически он перестал собираться в полном составе еще раньше). Но вместе с этим и отпали все причины для пребывания в Берлине западных военных контингентов. Британский журнал «Нью стейтсмен энд нейшн» справедливо писал в то время:

«Предположим, однако, на мгновение, что сложилась обратная ситуация. Предположим, что…германская столица находится в английской, а не в русской зоне; предположим далее, что русские внезапно объявили о намерении создать сепаратное восточногерманское правительство и провести сепаратную денежную реформу, которая неизбежно подорвала бы экономику нашей зоны,- чего иного можно было бы тогда ожидать, кроме как требования с нашей стороны, чтобы русские незамедлительно… покинули столицу».

Это прекрасно понимали и в Вашингтоне и там решили пойти на явную провокацию для сохранения своего военного присутствия в городе.

Западные СМИ наперебой начали кричать о «блокаде коммунистами» мужественного Западного Берлина, жители которого, мол, не хотят носить красное ярмо. При этом, правда жители западных секторов Берлина преспокойно получали часть зарплаты в «восточных» марках (причем по выгодному для себя курсу) и без проблем отоваривались в восточном Берлине. Причем СССР принял специальное решение об увеличении продовольственного снабжения Западного Берлина (и это в то время, когда сами советские люди жили не очень богато из-за чудовищных разрушений времен войны). Совет Министров СССР только в порядке неотложных мер выделил для Западного Берлина из госрезервов 100 тысяч тонн муки и 10 тысяч тонн жиров. Новейшие исследования западных ученых показывают, что подушевое потребление калорий в «голодающем» Западном Берлине в 1948-1949 гг. было выше, чем в Париже или Москве! В ноябре 1948 года западноберлинский рабочий получал в день 2202 калорий, его восточноберлинский коллега — 2289. Это было конечно меньше уровня довоенного 1936 года-3113 калории, но гораздо выше по-настоящему голодного для немцев 1946 года — 1451 калории.

Как это изображал враг.Берлинская блокада
Как это изображал враг

Важно отметить, что до начала берлинского кризиса в германской столице (как и во всей Германии в целом) население получало основные продовольственные и промышленные товары по карточкам. При этом карточки, как правило, люди получали по месту работы. Десятки тысяч жителей Западного Берлина работали на предприятиях в восточной части города и получали там карточки (например, персонал берлинского метро и городской железной дороги).

Однако после событий июня 1948 года на всех жителей Западного Берлина стало оказываться массированное давление — людям «предлагали» оформить карточки только в западной части города и отказаться от карточек «восточных» — в противном случае грозило увольнение с работы. Несмотря на такие угрозы почти 22 тысячи берлинцев до 4 августа 1948 года получили карточки в советской части Берлина — и никакой «блокады» так и не ощутили.4 К марту 1949 года в восточном Берлине несмотря на развязанный против них психологический террор отоваривались уже более 100 тысяч западных берлинцев. Американская разведка в своем докладе для руководства США (Intelligence Report) №23 (октябрь 1948 года) прямо констатировала, что никакой блокады Берлина нет.5

[Среди прочего, британцы 20 августа 1948 г. перекрыли Потсдамерплатц проволочными заграждениями, чтобы перекрыть доступ горожан к советскому продовольствию, а 30 марта 1949 г. американцы устроили чистку в западноберлинской полиции, уволив всех получавших продукты в советском секторе.]

Жители западной части города закупают овощи, картофель, молоко в восточном Берлине или в советской зоне оккупации. Доклад этот, правда, был секретным — американские [да и немецкие] СМИ продолжали твердить всему миру о «блокаде» Берлина. Между тем в восточном Берлине продовольственные склады были переполнены — ведь из-за «самоблокады» западные берлинцы были вынуждены все же отоваривать в восточной части меньше карточек по сравнению с докризисным временем. И в «блокадном» Берлине портились и пропадали невостребованные мясо и колбаса!

Однако США, которые лихорадочно готовились к образованию сепаратного западногерманского государства6, решили использовать «блокаду» для оправдания раскола Германии. Первоначально главком американских войск в Германии генерал Клэй предложил министру сухопутных сил США просто силой прорвать советский запрет и двинуть по автобану из западных зон военную колонну в Берлин. В случае противодействия советских властей предполагалось применить оружие. Однако в Вашингтоне осознали, что такое предложение грозит мировой войной и санкции Клэю не дали. К тому же, у американцев, как уже упоминалось, вообще не было никаких юридических прав по беспрепятственному перемещению своих грузов в Берлин.

Поэтому было решено организовать переброску грузов в Западный Берлин воздушным путем. 26 июня 1948 года начался «знаменитый воздушный мост» — американские военно-транспортные самолеты С-47 и В-17 совершили в тот день 36 полетов и доставили в Западный Берлин 80 тонн продовольствия, прежде всего для своих гарнизонов.

Здесь важно подчеркнуть, что первоначально в Вашингтоне не рассчитывали на длительный характер берлинского кризиса и планировали снабжать по воздуху только западные военные гарнизоны. Технически это никакого труда не представляло — к июню 1948 года в Берлине находилось 8973 американца (военнослужащие, члены семей и гражданские служащие), 7606 британцев и 6100 французов.7 Причем как открыто подчеркивается в официальной публикации ВВС США ситуация для организации воздушного моста летом 1948 года была «благоприятной».8 Урожай того года ожидался хорошим, а американцы уже и так начали переброску в Европу по искусственно завышенным ценам своих неликвидных товаров по так называемому «плану Маршалла» (так западные немцы были вынуждены закупать американский уголь вдвое дороже своего собственного, в котором, кстати, недостатка не было). Теперь появилась возможность заставить «блокированных» западных берлинцев есть именно американские продукты. Руководитель Кильского научно-исследовательского института мировой экономики Фриц Бааде заявил в июле 1948 года, что политика западных держав по навязыванию немцам дорогого импорта своих товаров в сочетании с массовым вывозом из Германии ценного промышленного оборудования нанесла немецкой экономике ущерб как минимум в два раза больший, чем все поставки по плану Маршалла.9

Разгрузка в аэропорту Темпльхоф.Берлинская блокада
Разгрузка в аэропорту Темпльхоф

К тому же у администрации Трумэна появилась прекрасная возможность под благовидным предлогом перебросить в Европу крупные контингенты ВВС и превратить временные военные базы в Великобритании в постоянные. Однако даже американцы понимали, что снабжение с воздуха 2 миллионов западных берлинцев — чистая утопия. Поэтому на заседании Совета национальной безопасности США 16 июля 1948 года было решено, что после октября следует готовиться к вооруженному прорыву по суше из западных зон в Берлин.10

И это несмотря на анализ Пентагона, в котором говорилось: для того чтобы захватить (уже утопия!) и удержать 125 миль автобана между Берлином и западными зонами потребуется столь же много войск и военного материала, как и во время операции «Оверлорд».11 Стратеги военного министерства приходили к однозначному выводу: армия США не способна провести подобную операцию.

Что тиражировала пропаганда.Берлинская блокада
Что тиражировала пропаганда

Поэтому пока американские летчики, снижаясь над Берлином, картинно разбрасывали с самолетов конфеты и шоколад, в западных столицах лихорадочно искали выход из «самоблокады», который позволил бы сохранить лицо. Заметим, что, несмотря на то, что полеты проходили над советской зоной оккупации, СССР им не мешал. В уже упоминавшемся выше совместном центре контроля за безопасностью воздушного движения все время «блокады» работали советские специалисты. Не найдя лучших аргументов для объяснения такого поведения «кровожадных» русских западные исследователи называют это «курьезом».12 Тем не менее, до сих пор в ходу былины о героизме американских пилотов. Но все потери американцев над Берлином были связаны только с тем, что интенсивность полетов была настолько высокой, что самолеты иногда сталкивались друг с другом или разбивались, пытаясь уйти от столкновения. Самолеты летали по коридорам (за исключением южного, которым пользовались почти исключительно американцы) в несколько «этажей» и при желании Советскому Союзу легко бы удалось внести в это движение хаос, используя самолет ПВО и средства радиоэлектронной борьбы.

Берлин тогда.Берлинская блокада
Берлин тогда

А интенсивность эта была обусловлена тем, что, как уже упоминалось, хваленый воздушный мост никак не мог обеспечить даже минимальные потребности Западного Берлина в продовольствии. Самолетами в город перебрасывалось максимум 3-4 тысячи тонн продовольствия в день (и это при условии летной погоды), а минимальные потребности 2 миллионов жителей составляли примерно 25 тысяч тонн. Получается, что если бы «красные» действительно хотели уморить Западный Берлин, то сделали бы это в считанные дни. Тем более, самолетами ввозилось в основном не продовольствие (об этом на Западе предпочитают не распространяться до сих пор) –а уголь для электростанций — а электростанции эти питали прежде всего западные гарнизоны в Берлине. 27 июня 1948 года на совещании высших военных чинов различных родов войск у министра обороны США Форрестола13 было констатировано, что воздушный мост может питать Западный Берлин в течение не более чем 30 дней. Даже при использовании обезвоженных продуктов (картофельный, молочный и яичный порошки) этот срок возрастал только до 60 дней. На заседании Совета национальной безопасности США 16 июля 1948 года заместитель министра ВВС США Уитни заявил: «штаб ВВС твердо убежден, что воздушная операция обречена на провал».14

Первоначально американцы использовали для воздушного моста самолет С-47 грузоподъемностью примерно 3.5 тонны. Затем были подключены более мощные С-54 (9 тонн). Гигантские С-97 (30 тонн) использовались над густонаселенным городом лишь эпизодически. Всего ВВС США задействовали 225 самолетов. Вместе с американскими союзниками (главным образом, британцами) в операции участвовало 380 самолетов.

Таким образом, несмотря на собственную пропагандистскую шумиху в Вашингтоне прекрасно понимали, что воздушный мост является блефом и надо как-то решать проблему Берлина. Уже 6 июля 1948 года США, Франция и Великобритания направили ноты в МИД СССР. В них правда содержалось абсолютно беспочвенное утверждение о том, что Берлин является особой «международной» зоной оккупации. Однако заканчивались ноты фактической просьбой к СССР провести четырехстороннюю встречу для урегулирования ситуации вокруг Берлина. В ответной ноте от 14 июля Советский Союз выражал готовность к переговорам, но при этом абсолютно справедливо подчеркивал, что обсуждать надо германский вопрос в целом. Западу пришлось для вида согласиться с аргументацией Москвы, и уже 2 августа 1948 года Председатель Совета Министров СССР И. Сталин принял послов США, Великобритании и Франции в Москве.

Сталин подчеркнул, что СССР не хочет «выдавливать» западные гарнизоны из Берлина — Москва лишь хочет убрать из города западную марку и требует остановить процесс образования сепаратного западногерманского государства. Весь август в Москве продолжались переговоры, которые 30 августа 1948 года закончились принятием единой директивы четырех союзнических держав командующим своих зон оккупации. Было согласовано, что СССР отменит все транспортные ограничения на сообщение между Западным Берлином и остальным миром, и что «немецкая марка советской зоны будет введена в качестве единственной валюты для Берлина и западная марка «Б» будет изъята из обращения в Берлине».15 Таким образом, собственно говоря, решили вернуться к положению, существовавшему в городе до 18 июня 1948 года. Запад в очередной раз признал, что весь Берлин входит в советскую зону оккупации.

Однако США заблокировали реализацию этой директивы — дело в том, что под шумиху о советской блокаде Берлина как раз создавалось сепаратное западногерманское государство и американцы решили продолжить самоблокаду Западного Берлина. Уже упоминавшийся главком США в Германии генерал Клэй 24 августа 1948 года во время телефонной конференции пытался отговорить свое начальство в Вашингтоне от выполнения московской директивы: «практически наше согласие означает политически отдельный Берлин с советской валютой».16

Тем более, что Клэй прекрасно понимал — никакого голода в городе нет, жители прекрасно снабжаются в Восточном Берлине. США в этих условиях решили «интерпретировать» московскую директиву следующим образом: да, пусть в Берлине будет ходить восточная марка, но контроль за ее обращением должны получить западные державы! Эта была, конечно, явная провокация и Московская директива оказалась невыполненной. В декабре 1948 года США, Великобритания и Франция учредили для Западного Берлина отдельную комендатуру — раскол Берлина стал реальностью. Были созданы и сепаратные немецкие органы администрации в западной части города.

В апреле 1949 года в Вашингтоне для противодействия «агрессивным коммунистам» был создан Североатлантический блок НАТО — первый военный союз, в который США вошли в мирное время. Теперь можно было и завершать «блокаду»: ее цель (а именно сплочение западных стран под эгидой США и раскол Германии) была достигнута. Уже в мае 1949 года в Нью-Йорке было достигнуто соглашение о снятии всех ограничений вокруг Берлина. В обмен на это западные державы обязались вести с СССР переговоры о достижении единства Германии. Американцы в который раз нарушили слово: сразу же после своего обещания были проведены сепаратные выборы в западных зонах оккупации и в мае 1949 года был принят основной закон нового западногерманского сепаратного государства – ФРГ. Причем подчеркивалось, что эта конституция действует для всей Германии.

Западный воздушный мост, как ни странно, фактически продолжался до 30 сентября 1949 года, хотя никаких ограничений не было с 4 мая. Во-первых, США сбывали в город свои неликвидные товары, во-вторых, они ждали пока окончательно не сформируется ФРГ (это произошло как раз в сентябре 1949 года). Всего самолеты ВВС США и Великобритании доставили в город 2.3 млн тонн грузов (24% из них приходилось на продовольствие, 67% — на уголь, 9% — на иное сырье). С июля 1948 по май 1949 года в Западный Берлин по воздуху было доставлено 1.7 млн тонн грузов, ля чего понадобилось 212 000 самолето-вылетов. В ходе «героической» операции «Продукты» (Operation Vittles), которой никто не мешал, разбилось 25 машин, погибли 41 англичанин, 31 американец и 6 немцев. Эти люди отдали жизнь на алтарь пропагандистских целей: всему миру был продемонстрирован в действии пресловутый «железный занавес», создан блок НАТО, и США получили базы для своей авиации в Великобритании. Причем американские самолеты в этой стране были оснащены ядерным оружием и предназначались для нанесения ударов по крупным городам СССР. Заметим, что сам Советский Союз тогда еще не имел ни ядерной бомбы, ни средств ее доставки на американский континент.

Россиянам следует помнить об уроках берлинского кризиса 1948-1949 гг. Не мы, а западные державы раскололи Германию и начали «холодную войну». И она не закончилась пока дитя берлинского кризиса — блок НАТО, не только не исчез, но и продолжает расширяться на Восток. Кстати и теперь для этого расширения используются точно такие же аргументы, как и 60 лет назад. На сей раз Запад «боится» энергетической блокады со стороны России. Воистину, история учит кое-кого только тому, что ничему не учит.

Примечания:
1 Wetzlaugk U. Berliner Blokade und Lüftbrücke 1948/49. Berlin,1998. S.49
2 Keiderling G. Die Berliner Krise 1948/49. Berlin.1982. S.84
3 Keiderling G. Die Berliner Krise 1948/49. Berlin.1982, S.86
4 Wetzlaugk U. Berliner Blokade 1948/49. Berlin,1998. S.54
5 Цит. по: Tagesspiegel 22.06.2008. // tagesspiegel.de
6 1 июля 1948 года главкомы западных зон вызвали премьер-министров западногерманских земель и к удивлению последних просто приказали им приступить к формированию органов сепаратного западногерманского государства
7 Miller R. G. To save the City. The Berlin Airlift 1948-1949. 1998. Р.20
8 Ibidem, p.20
9 Цит по: Benz W. Infrastruktur und Gesellschaft im zerstörten Deutschland
10 Ibidem, Р. 25
11 Так именовалась высадка англо-американских войск в Нормандии летом 1944 года
12 См. например, Wetzlaugk U. Berliner Blokade und Lüftbrücke 1948/49. S.49
13 Тот самый, который позднее выбросился из окна с криком «Русские идут!»
14 Miller R. G. To save the City. The Berlin Airlift 1948-1949. 1998. Р.40-41
15 Цит. по: Keiderling G. Die Berliner Krise 1948/49. Berlin.1982.S 157
16 Цит. по: Wetzlaugk U. Berliner Blokade und Lüftbrücke 1948/49. S.64. Тем самым уже летом 1948 года американцы исходили из того, что Западный Берлин должен стать частью западногерманского сепаратного государства, что было грубым нарушением всех межсоюзнических договоренностей.

Изображение: На черном рынке в Берлине 26 июня 1948 года. Через несколько дней после проведения денежной реформы.

Платошкин Н.Н.
Военно-исторический журнал. 2008. №12. С.9-13.

Другие книги Николая Николаевича Платошкина, которые стоит прочесть

Аватар пользователя globist

globist